В отличие от Гегеля и Фейербаха маркс рассматривает человека не как момент в развитии мирового духа и не как природное сущ-во, а как совокупность общественных отношений. История есть деятельность человека преследующего свои цели. Отношения между человеком и природой должны быть гармоническими: "Природа должна стать неорганическим органического тела человека.Человек оприродится, а природа очеловечится". Маркс рассматривал как смену эконом. стадий т.е. общественно-эконом. формаций. Переход от одной формации к другой осущ. в силу закона соответсвия уровня ПС х-ру производственных отношений. п/о-раб.-феод.-кап.-коммунизм. События 1917 г. в России и их последствия вв других странах и регионах способствовали упрочению исторического материализма(концепция стадийного развития истории,), который был возведен революционными вождями в ранг теоретической основы социалистической революции и практики продвижения к коммунизму (т.е. стал основой политики). Однако в этом таилась опасная для него тенденция: возможность его догматизации и упрощения, подведения его изначально спорных, недостаточно разработанных положений под "реальную практику" и конкретную политику конкретных государств и лиц. Исторический материализм из теоретической концепции превратился в идеологию, и это предопределило его судьбу. Историческая концепция К.Маркса обнаружила свой утопизм.Насилие это повивальная бабка старого общества беременного новым. Капитал - это мертвый труд, который как вампир высасывает живой труд и живет тем полнокровнее, чем больше живого труда поглощает. До сих пор общественный прогресс был подобен тому отвратительному языческому идолу, кот. предпочитал пить нектар не иначе как из черепов убитых. Маркс создал концепцию об отчуждении труда. Практика - одно из основных понятий в учении Маркса - это целесообразная деятельность человека по изменению окружающей действительности. Здесь выделяется 2 процесса: распредмечивание(познание свойств предмета т.е. переход бъекта в мысль) и опредмечивание(обратный процесс переход мысли в новый объект).