Кант (1724-804) с 70годов начинает заниматься чистой философией. "критика чистого разума" самый известный труд. Философия канта субъективный идеализм.Теория познания: в человеке суш. 3 познавательные способности: чувственность(способность к ощущениям), рассудок(способность к понятиям и суждениям), разум(способность к умозаключениям). Апостериори - опыт или опытный; апостериорные знания - знания получаемые из опыта. Априорное знание - получаемое независимо от опыта. Трансцензус - выход за рамки наших ощущений(невозможен в феноминальном мире т.е. мир вещей, но он возможен в номинальном(умопостигаемый)). Априорными формами чувственности явл. пространство и время - это не атрибуты окружающего мира, а мои внутренние психологические характеристики. время это не то, что вокруг меня, а то что во мне. Априорными формами рассудка явл. категории. Естественные науки строятся при соеденении ощущений (сырья) и понятий (инструментов0. Из понятий вырастают суждения. Наука строится на суждениях. Апостериорные суждения это такие, которые доказываются при помощи опыта. Эти суждения не могут служить основой науки, т.к. опыт изменчив и недостоверен. пример такого суждения: "некоторые лебеди черные". Априорные суждения - такие суждения, кот. нельзя доказать при помощи опыта: "Все люди смертные". Именно на таких суждениях строится наука. Априорнми формами разкма явл. идеи. Разум человека не может познать до конца ни мир, ни душу, ни Бога. Каждый предмет имеет 2 стороны: внешнюю и внутр. Внешняя - явления ("вещь для нас"), внутренняя - скрытая сторона (2вещь в себе"). Разум может познать явление, но не может познать сущность. Пытаясь познать сущность разум разум запутывается в противоречиях. Антиномии разума: 1)Мир бесконечен - мир конечен, 2)Все сложное состоит из простых вещей - простых вещей не существует, 3)человек свободен - человек не свободен, он подчинен какой-то необходимости, 4)Бог существует - Бог не существует. Вывод: разум человека несовершенен и ограничен в познавательных способностях. Трансцендентное - непостижимое, непознаваемое., выходящее за мир нашего опыта.