Французский материализм XVIII в. — новая историческая ступень в развитии материалистической философии. В отличие от своих предшественников французские материалисты излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в широко доступных изданиях — в словарях, энциклопедиях, полемических статьях. Кроме того, французские философы имели возможность использовать достижения английских просветителей. Теоретическим источником французского материализма был не только материализм англичан Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Толанда, но и механистический материализм физики Р. Декарта и материалистические идеи Б. Спинозы. Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе. Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен де Ламетри; (1709 — 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы К. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом. Ж. Ламетри доказывал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находится в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Основные труды Ж. Ламетри: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение» и др. Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723 — 1789). Самым крупным из его сочинений является трактат «Система природы» (1770). Главная его идея — мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. Излагая свои материалистические взгляды на природу, П. Гольбах последовательно опровергает все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах.