Произв. прогр. - перечень продукции, работ и услуг, которые выполняются на заказ и поставляются на рынок в объеме, который зависит от спроса. Для количественной оценки производственной программы применяются натуральные, трудовые и стоимостные показатели. Натуральные измерители (штуки, тонны, метры) характеризуют номенклатуру и ассортименты продукции. Номенклатура - систематизированный перечень готовых изделий, полуфабрикатов реализованных сторонним предприятиям и организациям. Ассортименты - состав продукции по видам, типами, сортами, фасонами. Например ассортименты дерева деревообрабатывающего комбината: строительный лес, крепежная стойка, брус, рельс. Измерение в трудовом выражении подразумевает расчет трудоемкости или нормированных расходов рабочего времени на изготовление всего объема продукции, выполненных работ, предоставления услуг. Единицей измерения может быть нормативная величина человеко-дней, человеко-часов, станко-часов. Стоимостное выражение характеризуют такие показатели, как объем продаж, товарная, валовая продукция, валовой оборот, стоимость чистой и условно-чистой продукции. Объем продаж - стоимость продукции, товаров, работ и услуг, реализованных предприятием за определенный период времени. К объему товарной продукции относят стоимость всех видов готовой для реализации продукции, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, которые предназначены на продажу или для реализации разным потребителям. К показателям валовой продукции принадлежит вся продукция в стоимостном выражении, независимо от меры ее готовности, т.е. в состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная производством продукция (незавершенное производство). Таким образом валовая и товарная продукция отличаются на величину изменения остатков незавершенного производства за период. Например, за отчетный период товарная продукция составила 1000 тыс. грн. Остатки незавершенного производства на начало периода - 200 тыс. грн. На конец периода они увеличились до 500 тыс. грн. Тогда валовая продукция = 1000 - 200 + 500 = 1300 тыс. грн. Если бы незавершенное производство составляло 100 тыс. грн., то объем валовой продукции составлял бы 900 тыс. грн. Это свидетельствует об эффективной работе предприятия, которое стремится снизить продолжительность производственного цикла и прямо влияет на величину незавершенного производства. Объем реализованной продукции можно определить по данным бухгалтерского учета или рассчитать по формуле: РП = ТП + Гн - Гк, где ТП - объем товарной продукции; Гн и Гк - остатки готовой нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода. (дальше не обязат.) Производственная программа формируется на основе маркетинговых исследований рынка сбыта продукции и на основе договоров с потребителями продукции. Таким образом, формируется портфель заказов предприятия, которое представляет собой часть производственной программы, которая имеет гарантированный сбыт. Сюда также можно отнести продукцию, изготовленную по гос. заказу. Другая часть производственной программы является рискованной частью производства продукции, т.е. предприятие работает «на состав», припуская, что продукция со временем будет реализована на свободном рынке. Именно для этой части произведенной продукции необходимое выполнение тщательного маркетингового исследования. Планированный объем производства продукции должен быть обоснован производственными мощностями.