Концентрация - это сосредоточение производства на больших предприятиях в пределах области или нескольких областей. Концентрация производства взаимозависимая с процессом централизации управления при увеличении размеров предприятия путем слияния нескольких разноотраслевых предприятий. Концентрация производства может осуществляться по разным формам: - путем увеличения выпуска однородной продукции на больших специализированных предприятиях; - путем увеличения объемов производства разнородной продукции на предприятиях универсального типа; - в форме создания предприятий-комбинатов на основе разного комбинирования отраслевых производств; - путем развития концентрации на основе диверсификации производства. Концентрация производства на отдельных предприятиях определяется особенностями технологических процессов и видом производимой продукции. По этому признаку все области условно можно распределить на две группы. К первой относятся области промышленности, в которых преобладают химико-технологические и теплоэнергетические методы производства: черная металлургия, электроэнергетика, химическая промышленность. Здесь вырабатывается преимущественно однородная продукция, и увеличение размеров предприятия сопровождается ростом концентрации производства. Ко второй группе относятся предприятия областей, в которых преобладают механико-технологические методы производства. Особенностью предприятий этой группы явл. то, что увеличение размера предприятий необязательно сопровождается ростом мощности и производительности оборудования. К этой группе относятся предприятия текстильной, кожевенно-обувной, швейной промышленности, некоторых областей машиностроения. Производственная мощность таких предприятий определяется количеством и производительностью однотипных агрегатов. Уровень концентрации характеризуют абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям относятся: объем выпуска продукции; ср. численность работников, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и др. Относительные показатели характеризуют долю выпуска продукции отдельного предприятия в общем объеме выпуска по области, долей предприятия на рынке продаж. К преимуществам большого производства относятся: - повышается уровень загрузки оборудования в связи с увеличением объема производства; - снижаются расходы производства, за счет закупки сырья оптовыми партиями. В то же время высококонцентрированное производство имеет ряд недостатков, которые приводят к следующему: - увеличиваются расходы на транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в связи с увеличением радиуса доставки; - на больших предприятиях усложняются процессы управления, повышается вероятность сбоев в реализации управленческих решений через их несогласованность в разных звеньях; - большие предприятия требуют для застройки больших территорий и создание специальных промышленных зон в городах.