Каждое изделие, товар имеют определенное назначение в сфере потребления и имеет полезность. Полезность показывает, что продукция способна удовлетворять соответствующие нужды и имеет потребительскую стоимость, которая показывает, что на продукцию есть спрос, величина которого зависит от уровня пригодности продукции к потреблению. Таким образом, качество можно охарактеризовать как экономическую категорию, которая отображает совокупность свойств продукции, которые обуславливают меру ее способности удовлетворять нужды физических и юридических лиц в соответствии со своим назначением. Для оценки уровня качества применяется совокупность показателей, которые распределяются на две группы: дифференцированные и общие. Дифференцированные представленные совокупностью единичных показателей, которые характеризуют то или другое свойство, совокупность свойств продукции. К ним относят: Назначение, Надежность, Экологические, Экономические, Эргономичные, Эстетичные. Общие показатели характеризуют качество всего объема и продукции: - доля принципиально изделий в общем объеме их выпуска; - уровень восстановления ассортиментов; - удельный вес продукции, на которую полученный сертификат качества; - удельный вес продукции, экспортированной в другие страны, в общем объеме произведенной продукции; - доля производственного брака; - коэффициент сортности продукции. Для определения количественных значений показателей качества в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы: - измерительный; - регистрационный; - органолептический; - социологический; - дифференцированный; - комплексный. В современных условиях повышение качества продукции явл. одним из весомых факторов прироста прибыли за счет возможного повышения цен и объемов реализации. Но улучшение качества требует дополнительных одноразовых и текущих расходов, которые можно поделить на две группы: 1) расходы на обеспечение качества продукции; 2) расходы, связанные с неудовлетворительным качеством продукции.