Цена - это денежное выражение стоимости товара. В рыночных условиях она необязательно совпадает со стоимостью, а постоянно колеблется. Цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую и регулирующую функции. Цены распределяются на две группы: производственные и розничные. По производственным ценам реализуются продукция, работы, услуги одного предприятия другим. К ним относятся такие цены, как оптовые, закупочные, сметные, тарифы на перевозку грузов и др. виды пром. услуг. Розничные цены образовываются добавлением к оптовой цене промышленности расходов и прибыли торговых организаций, выраженных торговой наценкой. По розничным ценам розничные торговые предприятия и продавцы реализуют на рынке товары населению. Цены могут классифицироваться в зависимости от степени самостоятельности предприятия, контракта купли-продажи, региона реализации, времени действия, учета транспортных расходов. Чаще всего используется метод установления цены реализации на основе средних расходов и прибыли. Прибыль в цене определяется нормой рентабельности, которая устанавливается в процентах к себестоимости продукции. Преимущество этого метода ценообразования - в простоте установления цены, а недостаток - в отсутствии ориентации производителя на рыночный спрос. Этот вид ценообразования в условиях развитой рыночной экономики используют монополисты. В практике ценообразования довольно часто применяется метод установления цен на основе уровня текущих рыночных цен, который называют еще методом «на уровне конкуренции» или «прохождение в фарватере». Предприятие-производитель во время установления цены на свой товар ориентируется на цены предприятия, которое занимает наибольшую долю в объемах продаж на рынке.